Рекомендации для медицинских работников
Начните с вопросов, которые могут выявить уровень знаний пациента о
гипогликемии и оценить необходимость подкрепления знаний в ходе обучения. Ниже
приведены варианты возможных вопросов:
ВОПРОС: "Были ли у Вас когда-либо эпизоды гипогликемии?"
ВОПРОС: "Что Вы знаете о действии инсулина на Ваш организм?"
В Вашей беседе сделайте акцент на следующих моментах:
Нормальные пределы сахара в крови.
Изменения в уровне глюкозы в крови в результате приема пищи и физической
нагрузки.
ВОПРОС: "Знаете ли Вы, что происходит с Вами, когда уровень сахара в крови
слишком низок и возникает ситуация, которая расценивается как гипогликемия?".
"Знаете ли Вы, как себя чувствуют люди, находящиеся на лечении инсулином, или,
что с ними случается когда у них возникает гипогликемия?"
Вы должны обсудить симптомы гипогликемии, такие как потливость, голод,
беспокойство, головокружение, странные ощущения, потеря концентрации внимания,
двоение в глазах, или затуманенное зрение. Если пациент осведомлен о том, что
такое гипогликемическая кома, Вы должны сделать акцент и убедить пациента в ее
хорошем прогнозе.
ВОПРОС: "Какие события или ситуации могут вызвать низкий уровень сахара в
крови?"
Обсудите влияние инсулина на уровень глюкозы в крови и соотнесите его с
назначенным режимом инсулинотерапии с акцентом на дозе и времени введения
инсулина. Покажите как уровень глюкозы в крови изменяется в зависимости от
времени и количества приемов пищи и перекусов.
Необходимо обсудить обычный режим физических упражнений пациента и его влияние
на уровень сахара в крови. Не упустите возможности упомянуть о вероятном
развитии гипогликемической реакции через несколько часов после окончания
физической нагрузки, или даже в течение дня. Упомяните о действии алкоголя и его
связи с гипогликемией.
ВОПРОС: "Как вы думаете, как можно предупредить гипогликемию?"
Подчеркните, что нельзя пропускать или задерживать прием пищи или перекус.
Посоветуйте принимать дополнительно углеводы перед физической нагрузкой.
Приведите примеры продуктов, содержащих углеводы, которые широко распространены
в Вашей стране.
Необходимо сделать предисловие к теме самоконтроля глюкозы крови и его роли в
подборе дозы инсулина. Не раскрывайте эту тему слишком глубоко, поскольку эта
тема должна быть освещена в другом отрывном листе. Если в ходе дискуссии
выясняется, что пациент нуждается в дальнейшем убеждении или объяснении, Вам
необходимо уделить ему еще пять минут.
Дайте пациенту глюкозу для того, чтобы он всегда имел ее при себе и
объясните, когда ее принимать.
Обеспечьте пациента карточкой больного диабетом и информационным листком.
Отметьте на этом листке опасные для развития гипогликемии у пациента промежутки
времени.
Посоветуйте в течение двух - трех дней не ходить на работу, в школу и не водить
машину.
Наконец, информируйте врача общего профиля, у которого наблюдается пациент.
N.В. Обсуждение темы "ГЛЮКАГОН" целенаправленно не вошло в этот первый отрывной
лист.
Текст с Программа обучения за 5 минут