Недостаток времени всегда был и будет часто встречающимся оправданием тому, что обучение пациентов с диабетом не проводится. Тем не менее, даже пять минут могут стать частью учения, продолжающегося всю жизнь. Как учителю, вам необходимо выбрать разделы и методы обучения. Дефицит времени еще в большей степени вызывает необходимость определения наиболее эффективной стратегии в обучении и не оправдывает стремления побыстрее выписать рецепт. Необходимо помнить, что эффективность обучения измеряется его результатами, т.е., тем, как пациент будет поступать в дальнейшей своей жизни.
Пациенты с диабетом нуждаются в получении знаний и умений по нескольким разделам. Когда время ограничено, Вы можете его выиграть, задавая пациенту вопросы о его основных жалобах и потребностях. Выберите одну цель: наиболее насущную, соответствующую Вашей клинической оценке и потребностям пациента и отложите менее срочные задачи на следующие встречи с больным. Вы можете выбрать между несколькими методами: заранее подготовленная инструкция, одностороннее общение (лекция) и методы, при применении которых центральным участником обучения является сам ученик. Исследовательские результаты по обучению, а также клиническая практика определенно склоняются в пользу последнего метода. Таким образом, постарайтесь построить обучение на уже имеющихся знаниях и умениях больного, его поведенческих особенностях и вере в здоровье. Ищите скрытые двери для того, чтобы проникнуть в сознание пациента (наблюдайте и слушайте). Обеспечьте атмосферу, облегчающую общение, и при любой возможности, вовлекайте семью пациента в процесс обучения. Конечно, невозможно полностью достигнуть выполнения любой намеченной образовательной задачи в течение пяти минут. Лучше всего пациент будет учиться на собственном опыте: сделайте так, чтобы он шел домой с конкретной проблемой, которую необходимо решить, или с задачей поэкспериментировать. Вы сможете рассчитывать при следующей встрече на оценку степени достижения намеченной цели.
Задавайте такие вопросы, чтобы заставить пациента размышлять и понимать.
Дайте достаточное время для ответа.
Поощряйте любопытство пациента и не опережайте все ответы.
Для улучшения знаний, покажите полную картину, затем работайте над маленькими
объемами информации (не более двух или трех информационных тезисов), а в конце
подведите итог. Если это возможно, дайте письменный конспект (тезисы) пациенту.
Подготовьте подходящие метафоры для того, чтобы начинать с различных задач и, в
соответствии с пониманием пациента, выберите одну. Активно слушайте и
переформулируйте слова пациента для того, чтобы прояснить его, а также Ваше
понимание проблемы.
Для улучшения умений приготовьте для практических занятий материалы и системы
для введения инсулина и дайте возможность пациенту поупражняться в условиях,
максимально приближенных к реальной жизни, например, работа с тест-полосками и
глюкометрами, дневниками самоконтроля, инсулиновыми шприцами и шприц-ручками,
набором с глюкагоном, образцами еды (натуральными или муляжами), весами,
материалами для ухода за стопами, старой обувью и т.д..
Для улучшения поведения, работайте с внутренними представлениями пациента о
таких явлениях, как здоровье, диабет, пища, инсулин, гипогликемия, поздние
осложнения... Изменить поведение зачастую довольно сложно: ролевые игры, примеры
значительных достижений у других пациентов с диабетом (известных спортсменов,
Паваротти,...) могут помочь в улучшении мотивации.
Для улучшения Ваших умений как учителя одна из возможностей - запись вашей
консультации и анализ ее в последующем, в идеале - вместе с наблюдателем или
экспертом.
Оценка результатов должна исходить из знаний (представлений о диабете и его
осложнениях...), умений (инъекции инсулина, мониторинг гликемии...), и мотивации
(изменение пищевых привычек, регулярные записи в дневнике самоконтроля,
регулярные посещения врача...), а также определения гликированного гемоглобина.
Необходимыми результатами должны быть: отсутствие кетоацидоза и тяжелых
гипогликемий, предупреждение повреждений стоп, снижение массы тела при
необходимости. Не бойтесь приготовить Ваш собственный обучающий материал, но
помните, что прежде чем применять его в большой группе, рекомендуется вначале
использовать его в работе с маленькой группой пациентов.
Текст с Программа обучения за 5 минут