о Диабете в Интернете Карта сайта


Обучение пациента в течение пяти минут

Какова стратегия?

Введение

Недостаток времени всегда был и будет часто встречающимся оправданием тому, что обучение пациентов с диабетом не проводится. Тем не менее, даже пять минут могут стать частью учения, продолжающегося всю жизнь. Как учителю, вам необходимо выбрать разделы и методы обучения. Дефицит времени еще в большей степени вызывает необходимость определения наиболее эффективной стратегии в обучении и не оправдывает стремления побыстрее выписать рецепт. Необходимо помнить, что эффективность обучения измеряется его результатами, т.е., тем, как пациент будет поступать в дальнейшей своей жизни.

Стратегия

Пациенты с диабетом нуждаются в получении знаний и умений по нескольким разделам. Когда время ограничено, Вы можете его выиграть, задавая пациенту вопросы о его основных жалобах и потребностях. Выберите одну цель: наиболее насущную, соответствующую Вашей клинической оценке и потребностям пациента и отложите менее срочные задачи на следующие встречи с больным. Вы можете выбрать между несколькими методами: заранее подготовленная инструкция, одностороннее общение (лекция) и методы, при применении которых центральным участником обучения является сам ученик. Исследовательские результаты по обучению, а также клиническая практика определенно склоняются в пользу последнего метода. Таким образом, постарайтесь построить обучение на уже имеющихся знаниях и умениях больного, его поведенческих особенностях и вере в здоровье. Ищите скрытые двери для того, чтобы проникнуть в сознание пациента (наблюдайте и слушайте). Обеспечьте атмосферу, облегчающую общение, и при любой возможности, вовлекайте семью пациента в процесс обучения. Конечно, невозможно полностью достигнуть выполнения любой намеченной образовательной задачи в течение пяти минут. Лучше всего пациент будет учиться на собственном опыте: сделайте так, чтобы он шел домой с конкретной проблемой, которую необходимо решить, или с задачей поэкспериментировать. Вы сможете рассчитывать при следующей встрече на оценку степени достижения намеченной цели.

Методы и советы

Задавайте такие вопросы, чтобы заставить пациента размышлять и понимать. Дайте достаточное время для ответа.

Поощряйте любопытство пациента и не опережайте все ответы.

Для улучшения знаний, покажите полную картину, затем работайте над маленькими объемами информации (не более двух или трех информационных тезисов), а в конце подведите итог. Если это возможно, дайте письменный конспект (тезисы) пациенту. Подготовьте подходящие метафоры для того, чтобы начинать с различных задач и, в соответствии с пониманием пациента, выберите одну. Активно слушайте и переформулируйте слова пациента для того, чтобы прояснить его, а также Ваше понимание проблемы.

Для улучшения умений приготовьте для практических занятий материалы и системы для введения инсулина и дайте возможность пациенту поупражняться в условиях, максимально приближенных к реальной жизни, например, работа с тест-полосками и глюкометрами, дневниками самоконтроля, инсулиновыми шприцами и шприц-ручками, набором с глюкагоном, образцами еды (натуральными или муляжами), весами, материалами для ухода за стопами, старой обувью и т.д..

Для улучшения поведения, работайте с внутренними представлениями пациента о таких явлениях, как здоровье, диабет, пища, инсулин, гипогликемия, поздние осложнения... Изменить поведение зачастую довольно сложно: ролевые игры, примеры значительных достижений у других пациентов с диабетом (известных спортсменов, Паваротти,...) могут помочь в улучшении мотивации.

Для улучшения Ваших умений как учителя одна из возможностей - запись вашей консультации и анализ ее в последующем, в идеале - вместе с наблюдателем или экспертом.

Оценка результатов должна исходить из знаний (представлений о диабете и его осложнениях...), умений (инъекции инсулина, мониторинг гликемии...), и мотивации (изменение пищевых привычек, регулярные записи в дневнике самоконтроля, регулярные посещения врача...), а также определения гликированного гемоглобина. Необходимыми результатами должны быть: отсутствие кетоацидоза и тяжелых гипогликемий, предупреждение повреждений стоп, снижение массы тела при необходимости. Не бойтесь приготовить Ваш собственный обучающий материал, но помните, что прежде чем применять его в большой группе, рекомендуется вначале использовать его в работе с маленькой группой пациентов.


Текст с Программа обучения за 5 минут

Хостинг от uCoz